- Художественное творчество( детей)
- — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением Х.т. могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д. Существует собственное и исполнительное Х.т. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к Х.т. относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта Х.т. отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое Х.т., т.е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одарённого ребёнка обычному, тем более, что общие закономерности Х.т. лучше прослеживаются на "обыкновенных детях", а не на "вундеркиндах" (Л.С. Выготский). Продукты Х.т. целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения Х.т. - незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. Педагогически важно понимание Х.т. как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. Процесс Х.т. у детей качественно адекватен творчеству профессионального художника как по своей сущности, так и по форме применяемых художественных средств. Истоки Х.т. прослеживаются уже на 2-м году жизни ребёнка. Начальная "интерпсихическая" (А. Валлон, Выготский) фаза Х.т., осуществляемая совместно со взрослыми, - это мало критически корректируемая ребёнком 1,5-3 лет деятельность, когда восприятие чужого опыта, общение со взрослыми, их реакция служат решающим стимулом художественной деятельности детей, её совершенствования. Вторая, "интрапсихическая" фаза Х.т. характеризуется тем, что ребёнок 4- 5 лет, как правило, в результате собственных попыток, а также воздействия готовых образцов и обучения начинает более или менее самостоятельно выделять, ставить и решать посильные творческие задачи, используя усвоенные им средства и способы действия в данном виде искусства. Раннее Х.т. имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов (Н.А. Ветлугина) и пр. Эти импровизации опираются на социально усвоенный опыт художественной деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами (Н.Н. Поддьяков, Б.П. Юсов). Позже возникают инструментально опосредованные виды Х.в.: рисование красками, конструирование и другие, требующие сложных навыков действий, знания способов обращения с красками, бумагой и пр. Х.т. - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Х.т. тесно связано с общим развитием личности. Существуют разные точки зрения на истоки Х.т. Выготский считал, что Х.т. возникает из игры и вначале является синкретическим, т.е. все виды художественного проявления ребёнка выступают ещё не расчленённо. Другие учёные отождествляли Х.т. с игрой (Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская), третьи подчёркивали, что Х.т. и игра сосуществуют, но развиваются по особым законам. Х.т. следует отличать также от научно-познавательной деятельности школьников, отражающей мир в форме понятий и искусственных языков: математических и графических символов, звуковых шкал и т.д. А.Н. Леонтьев выделил 4 признака эстетической деятельности (в сравнении с поздней ролевой игрой дошкольников): продуктивность (в отличие от процессуальности игры), произвольность творческого построения (в отличие от подражания и имитации в игре), качественная определённость (не только "что", но и "как", насколько совершенно исполнение), мотив воздействия на других людей (который в ранней игре обращён на самого ребёнка). Выготский выявил возрастное чередование повышенной увлечённости детей тем или иным видом Х.т. У дошкольников преобладает тяга к музыкально-драматическим или словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к коллективным, хотя уже к концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к изобразительному Х.т. По современным данным, изобразительное детское творчество сохраняет характер массового увлечения до 10-12 лет у 70-80% учащихся. У подростков в 10-14 лет возникает тяга к литературному, собственно поэтическому творчеству, к техническим исполнительским видам занятий: декоративно-прикладному искусству, художественно-трудовой деятельности, а также к технике звукозаписи, массовым танцам и т.д. К концу среднего и в старшем школьном возрасте популярны театральная деятельность, хореография, художественное чтение, но в основном как исполнение. Из-за возрастающей требовательности подростков к конечному результату художественной деятельности она переключается на область восприятия ("потребления") искусства: чтение серьёзной литературы, слушание музыки и пр. В старшем школьном возрасте творческое проявление в искусстве выступает преимущественно как сотворчество слушателя, зрителя, читателя с автором. С учётом многих психолого-педагогических факторов можно наметить 3 осн. линии взаимодействия различных видов Х.т., соответствующие трём эпохам детства: доминирование предметной и наглядно-двигательной основы деятельности (дошкольный возраст); доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы (младший школьный возраст); преобладание технико-исполнительской и рече-мыслительной основы деятельности (средний и старший возраст). Интерес к Х.т. детей возник в Европе во 2-й половине 19 в. Его научное изучение началось в конце 19 в., в России - в педагогических сочинениях Л.Н. Толстого ("Дневник Яснополянской школы", 1862). В наибольшей мере изучено и документировано изобразительное творчество детей: рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и художественное конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде художественной деятельности наглядно раскрывается проблематика всего Х.т. детей в целом. Как особое "художественное", а позже и "педагогическое" явление детский рисунок впервые упоминается Э. Куком (Великобритания, 1885). Первым монографическим исследованием детского рисунка считают книгу итальянского историка искусства К. Риччи "Искусство детей" (1887, в рус. пер. - "Дети-художники", 1911). В конце 19 - начале 20 вв. распространилось собирание детских рисунков. Некоторые коллекции (К. Лампрехт и З. Левенштейн, 1903; Г. Кершенштейнер, 1905, и др.) насчитывали до 500 тыс. и более образцов со всех континентов и мн. стран мира. В России в 70-х гг. 19 в. АХ учредила специальную комиссию (при участии педагога П.П. Чистякова) и стала проводить выставки детского рисунка. Одно из первых исследований детского рисунка в России опубликовал В.М. Бехтерев (1910). Собирателем детских рисунков и издателем литературы о них в начале 20 в. был искусствовед Л.Г. Оршанский, позже А.В. Бакушинский. Современные собрания изобразительного детского творчества существуют в Русском музее (С.-Петербург), в детских картинных галереях Кургана, Ростова-на-Дону и других городов. Проводятся смотры, конкурсы, выставки Х.т. В 1947-62 ежегодно проводились всесоюзные выставки детского Х.т. Международная выставка изобразительного детского творчества состоялась в 1934 (Москва), в 50-70-х гг. подобные выставки проводились регулярно. Для желающих заниматься Х.т. существуют детские школы искусств, художественные и музыкальные школы, в т.ч. средние школы и интернаты для одарённых детей.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 313-315)Ч426.64-38
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.